Испанский танец фламенко
Фламенко – танец родом из Испании, который заслуженно считается самым популярным в мире. Этот танец-песня – настоящее искусство, в котором скрыта уникальная национальная философия.
Немного истории
Эта песенно-танцевальная традиция зародилась в XV веке, когда бежавшие из Византии цыгане прибыли в Испанию. Там они старательно перенимали местные обычаи – в том числе и художественные. Испанский фольклор и танцевальные искусства перешли в цыганский обиход и в своей сумме создали уникальный танец – фламенко.
Поначалу это искусство было закрытым, но шли десятилетия, и, в конце концов, оно распространилось по всей стране. Сегодня фламенко считается традиционным испанским танцем.
Фламенко в современном мире
Сегодня фламенко считается самым популярным танцем в мире. Сложно найти такую страну, в которой бы не функционировало как минимум 50 танцевальных школ, где ведутся профессиональные или любительские курсы фламенко.
Сами испанцы не считают всемирную распространённость фламенко негативным явлением. Более того, они гордятся тем, что их танец так любят представители самых разных наций – от американцев до азиатов. Испанцы уверены, что фламенко требует регулярной «подпитки», и если его не будут развивать заграничные коллективы, то со временем оно исчезнет. Всё дело в том, что фламенко – универсальный танец, и в этом его особенность.
Многие культурологи и социологи даже сегодня теряются в догадках об особенностях национальной философии фламенко. Эта часть испанской культуры изучена лишь поверхностно и таит в себе много неясного.
Философия искусства фламенко
Культурные особенности этого песенно-танцевального искусства кроется в его необычайной для специфичного национального компонента распространённости. Фламенко обладает поразительным магнетизмом и гармонично вкрапляется в любую иностранную культуру.
Песенный компонент фламенко
Фламенко зародился на Пиренейском полуострове посредством взаимодействия иберов, арабов, евреев и цыган. Специфичное горловое пение, которое делает музыкально-поэтическую основу фламенко столь уникальной, произошло от арабо-испанской, или андалусской, музыки. Это позволяет судить о восточном происхождении фламенко. Песенный стиль классического фламенко появился благодаря цыганам, которые трансформировали старый андалусский песенный репертуар в собственный стиль. Сегодня он называется канте хондо, что дословно означает «глубокое пение» – пение с серьёзным драматическим подтекстом.
Пластический компонент фламенко
Пластический компонент фламенко имеет глубокие корни. Поскольку историческая родина цыган – Индия, в танцах испанских иммигрантов слились воедино пластические традиции Древнего Востока и Средиземноморья.
В Индии к танцу всегда относились очень серьёзно и по-философски. В этой стране танец изначально использовался в качестве элемента молитвы, обращения к богам. Поэтому индийские танцы были важным элементом древних музыкальных театров. Такими они остаются и в современной Индии.
Каждое движение во фламенко что-либо символизирует. Так, этот танец олицетворяет три стихии: ноги символизируют землю, руки – воздух, а душа – огонь. Отсюда и столь замысловатые и динамичные вращения корпуса, движения рук и сложные ритмы ногами. Последние даже имеют специальное название – сапатеадо.
Особенности фламенко
Сегодня исконная иберийская культура воспринимается через пластические искусства, или танцы. Среди них, помимо фламенко, известные на весь мир танго, болеро, пассакалия, хота.
Фламенко, как и многие другие танцы, берущие начало на Востоке, являет своим танцевальным компонентом настоящее театральное действо. Если воспринимать этот танец как представление, то в нём всегда есть конкретный сюжет, который, однако, сложно проследить без знания испанской (а именно – иберийской) и восточной культуры.
Эти песни-танцы имеют серьёзный подтекст и повествуют о некоторых драматических мистериях. В них можно проследить настоящий цыганский надрыв, которого бы не было без специфичной истории этого народа: цыган веками подвергали гонениям, они всегда были вечными кочевниками. Вот почему фламенко обычно повествует об одиночестве, ностальгии по утраченной родине, которые превращаются в художественные образы трагической любви. По этой причине фламенко часто называют экзистенциальным танцем: содержательный аспект этого искусства повествует о человеческом существовании и его месте в мире социума и природы.
Песенный компонент фламенко почти никогда не прописывается заранее. Это искусство – чистая импровизация, которая не была бы успешной без особенного состояния, которое в Испании называют «дуэндэ», что переводится как «чувство» и «огонь». Благодаря этому необычайному состоянию фламенко будто превращается в шаманство или магию, в импровизированную живую поэзию.
Фламенко отличается от многих других песенно-танцевальных искусств и своей синтетичностью. Под этим словом понимается соединение разнородных культурных факторов, таких как полиэтничность и экологические типы. В синтетичности фламенко кроется и его жизнеспособность.
Способность фламенко открываться новому и его подверженность экспериментам не помешала этому искусству гармонично слиться с культурой постмодерна, которая ознаменовала окончание XX столетия.
Что ждёт фламенко в будущем
Больше чем полвека назад фламенко вступило в самую динамичную и противоречивую пору своего исторического развития. Сегодня это искусство вбирает в себя посторонние жанры, например, джаз и академическую музыку.
Можно сказать, что современное фламенко – это один продолжительный и непрерывный эксперимент, который явно не слабеет от всевозможных преемственностей. Главное для фламенко – не терять своей уникальности и оставаться самим собой. Тогда это старинное искусство никогда не обеднеет и ещё не одно столетие будет радовать людей по всему миру.