Испанская готика
В XIII веке Испания находилась в периоде Реконкисты — борьбы за освобождение территории от арабских завоевателей. В это же время происходили конфликты между феодалами и горожанами. Эпоху называют готической, так как именно тогда в Испании активно формировались культурные, языковые и архитектурные традиции, многие из которых оказали значительное влияние на развитие страны. Испанская готическая архитектура отличалась разнообразием, причем каждое из региональных направлений обладало своими уникальными чертами.
Для готических сооружений в Испании характерны некоторые отклонения от классических принципов готической архитектуры, особенно это заметно в строительных решениях. Хотя изначально архитекторы ориентировались на французские образцы готики, многие элементы зданий оставались недоделанными на протяжении десятилетий, например, фасады и порталы. Часто капеллы в соборах завершались спустя несколько десятилетий после начала строительства. При этом здания расширялись в горизонтальной плоскости, а не стремились ввысь, как это было характерно для французской готики, что создавало более приземленный и массивный внешний облик.
Испанская готика отличается особым соотношением между стенами и декоративными элементами. В отличие от французской традиции, где фасады зачастую покрывались тончайшими декоративными элементами, в Испании преобладали гладкие стены с акцентом на массивный декор в интерьере, включая роскошные украшения и орнаменты. Некоторые искусствоведы считают, что подобное решение связано с влиянием восточных традиций, перенесённых из арабской архитектуры.
По всей Испании сохранилось множество готических зданий. Ярким примером является собор в Леоне, строительство которого завершилось в 1303 году под руководством архитектора Энрике. Прототипом для этого сооружения послужил французский собор в Амьене. Леонский собор — одно из немногих зданий в Испании, которое почти не подверглось перестройкам и сохранило свой первоначальный облик. Его отличают огромные витражные окна, однако, по сравнению с французскими соборами, Леонский собор выглядит более тяжеловесным и мрачным. Внутреннее убранство собора богато украшено скульптурами, являющимися значимыми произведениями искусства, однако они не придают лёгкости, присущей французской готике.
Ещё одним знаковым сооружением является Бургосский собор, строительство которого началось в 1221 году и продолжалось до 1567 года. Этот собор стоит на склоне холма, что придаёт его внешнему виду живописность и создаёт иллюзию многоярусности, поскольку разные части здания расположены на разных уровнях.
Толедский собор, строившийся с 1227 по 1493 годы, также представляет собой уникальный памятник архитектуры. Его возведение продолжалось более 250 лет, и за это время над проектом работали несколько поколений архитекторов, среди которых первым был Педро Петри. Здание сочетает в себе как готические, так и ренессансные элементы, а его силуэт можно увидеть во всей красе только с небольшой обзорной площадки.
Одним из классических примеров каталонской готики является церковь Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне, построенная в 1383 году. Этот собор поддерживался королём и церковью, но со временем здание пострадало от пожаров и землетрясений. Несмотря на утраты, многие элементы, такие как витражи, были восстановлены.
Со временем готический стиль начал смешиваться с арабскими мотивами, что породило уникальный архитектурный стиль, известный как мудехар. Готические элементы, такие как нервюры на сводах соборов, сочетались с восточными мотивами, особенно заметными в украшении фасадов зданий.
Готика оказала значительное влияние на испанскую культуру не только в архитектуре, но и в изобразительном искусстве. Алтари часто украшались резными деревянными скульптурами и живописными панно, создавая цельные произведения искусства.