Романская эпоха средневековья: церкви Испании
Романская эпоха в архитектуре длилась три века с XI по XIII. Этот период охарактеризовался реконкистой, которая, несомненно, отразилась при строительстве зданий того времени. Архитекторы в основном опирались на пример французской постройки. Так как именно Франция считалась центром христианства и принимала активное участие в реконкисте.
Испанцы в качестве строительного материала использовали гранит и песчаник. Из-за нехватки дерева, мастера того времени практиковались в обработке камня. Они настолько мастерски делали кладку стен, что многие сооружения признаны шедеврами архитектуры.

Одна из грандиознейших построек Испании романского периода – церковь Сантьяго де Компостела, на сооружение которой понадобилось 42 года. Возвели ее в Галисии, где по легенде был захоронен апостол Иаков. Церковь в точности повторяла соборы Франции XI века. Западный фасад здания украшен шедевром скульптуры – порталом «небесного блаженства». Над убранством церкви трудился испанский мастер Матео. Он создавал настолько пластичные человеческие фигуры, что никто не мог усомниться в его мастерстве. Кажется, что скульптура вот-вот оживет и продолжит свое движение.

Еще одним шедевром является церковь святого Мартина во Фромисте (Iglesia de San Martin de Fromista), созданная примерно в 1066 г. также по образцу французских соборов. Здание украшает башня с восьмью гранями, три нефы и три апсида. Церковь полностью пропорциональна, все ее части соотносятся друг с другом. Освещение в соборе поистине необычно: в нем царит полумрак, а слабый свет дают лишь боковые окна фасада. Впоследствии, таким приемом пользовались многие архитекторы. Стоит отметить, что в здании нет хора, что также является отличительной чертой романского стиля Испании.

Базилика святого Викентия (Basilica de San Vicente) — церковь, построенная в 1109 году, находится в Авиле. В ее стилистике присутствуют восточные мотивы вместе с роскошным фасадом и интерьером. Собор построен геометрически правильно, с четкими формами. Планировка башни квадратная, крыши плоские. Церковь представляет собой продолжение развития романской стилистики в Испании. Французские мастера создавали башни соборов в форме призм, а испанцы взяли вариант с геометрически правильными фигурами у арабов. Плоская крыша была более выгодна для такой страны, как Испания. В первую очередь, из-за ее климатических особенностей. Таким образом, казалось, что церковь приближена по своей стилистике к жилищам местного населения. Такой способ строительства придал зданию резкость форм, своеобразие его силуэта.

Собор в Саламанке (Catedral Nueva de Salamanca) был построен в 1160 году. В нем гармонично сочетается романский стиль и восточные архитектурные традиции. План здания отвечал западным требованиям: стрельчатые арки, крестовые своды. Отдельного внимания заслуживает купол собора. Он расположен на четырех арках, как бы вырастая из барабана. На куполе также находятся два яруса окон. Украшен он колоннами, образующие некое подобие наличников. Из-за особой формы собора, он наполнен светом, который льется из окон купола. Весь внешний облик здания украшен орнаментами, с преобладанием гладких плоскостей. Крыша собора плоская, но по ее краям расположены зубцы, что является необычным явлением для Испании. Собор как бы олицетворяет собой крепость, хоть и не является таковым.
Храмы того периода имеют еще одну отличительную черту: наличие открытых арочных галерей по бокам зданий. Так, в церкви Сан Мартин такие галереи были с трех сторон, как бы огибая сооружение. Перекрытия в таких галереях были сделаны из дерева, а декорировались они в соотвествии с арабскими мотивами. Такие пристройки выполняли важную функцию: они могли быть и рынками, и биржами, и просто местом, где собирались местные жители.
Под закат романской эпохи начали преобладать арабские мотивы в архитектуре. Так как именно эта культура наложила яркий отпечаток на все искусство Испании.