Сальвадор Дали: биография и произведения
Имя великого испанского художника Сальвадора Дали известно, пожалуй, каждому, но при этом оно окутано тайнами, легендами, мифами и выдумками. Очень трудно в этом нагромождении сведений отличить правду от вымысла. Хотя, действительно, и при жизни знаменитый испанец давал множество поводов для сплетен и домыслов.
Вглядываясь в его произведения, даже человек далекий от искусства, начинал открывать для себя совершенно новый мир. Порой кажется, что для Дали не было ничего скрытого, он понял все тайны мироздания и иногда приоткрывал завесу этих тайн для нас, простых смертных.
Биография живописца
Ясным майским утром в небольшом испанском городке Фигерасе, расположенном в живописном месте на северо-востоке Испании, родился долгожданный младенец, названный Сальвадором, что в переводе означает Спаситель. В тот момент никто не знал, что спустя несколько десятилетий об этом мальчике заговорит весь мир.
В тот майский день о нем говорили только в семье дона Дали и его супруги, его действительно ждали как спасителя, поскольку первенец дона Дали умер в возрасте семи лет от менингита.
Спустя четыре года, в 1908 году в семье появилась девочка, сестра будущего гения – Анна Мария. Едва выйдя из младенческого возраста она заменила мать и лучшую подругу своему старшему брату — непрактичному и беспомощному в реальной жизни Сальвадору. Порой дети уединялись вдвоем на многие часы и поверяли друг другу свои мечты и желания, свою близость они сохранили на долгие годы.
Мария была первой натурщицей для брата, поскольку его удивительный талант проявился еще в раннем возрасте. Уже в четыре года мальчик пытался изображать окружающие предметы и людей, а в шесть лет ему рассказали о подвигах и походах Наполеона Бонапарта и этот образ так пленил маленького Дали, что он пытался подражать императору своими манерами и поведением.
В своем дневнике Сальвадор писал: « В своей семье я был маленьким императором. И мать, и отец так любили меня, что почти боготворили и никогда и ни в чем не отказывали. В один из праздников мне подарили костюм настоящего монарха: мантию, отороченную горностаем и корону из золота, украшенную драгоценными камнями. Я долго хранил (уже будучи взрослым) эти символы моей избранности…»
Когда мальчик увлекся рисованием, ему освободили большую комнату на чердаке, в которую рано заглядывало солнце, и он устроил там свою первую мастерскую. Первые его произведения – пейзажи, посвящены окрестностям родного города. Они полны любовью и в детском, еще наивном, восприятии мира уже видна рука будущего мастера.
Четырнадцатилетним подростком он представляет свою первую выставку, она проходил в местном театре города и посвящена пышной природе Испании. В это время юноша страстно пытается освоить все возможные направления современного искусства: кубизм, импрессионизм, авангардизм, модернизм.
Уже в 16 лет юноша начинает создавать произведения совершенного иного толка – очерки о великих художниках прошлого- его интересует творчество Гойи, Веласкеса, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Эль Греко и другие. В столько юном возрасте он уже интересовался не просто творчеством, а старался понять и осмыслить что такое талант, почему кто-то остается в веках, а кого-то забывают, не успев познать. Он уже в этом нежном возрасте задумывается о тайнах бытия и удивляется величию Природы и Бога.
В возрасте 17 лет он поступает в Академию искусств в Мадриде. Теперь его единой страстью стала учеба, он отказался от всех развлечений, отказывал себе в отдыхе, а только учился со всей страстью и жадностью к жизни, как он и впоследствии делал всю свою жизнь.
Эксцентричный, порывистый и не привыкший никому уступать Сальвадор Дали во время учебы имел множество конфликтов с администрацией Академии. В 1926 году он был отчислен за подстрекательство к открытому протесту и так и не получил диплом об окончании учебного заведения, поскольку отказался сдавать устный экзамен по истории искусств.
Но к тому времени о Дали уже знали в широких кругах, а также он имел знакомства и даже дружил с известным поэтом Гарсиа Лорка и был введен в дом Пабло Пикассо, котором он восхищался как титаном.
В 1928 году к художнику пришла мировая слава. И во Франции, и в Америке прошли его персональные выставки, среди произведений особо выделялись «Молодые женщины» и «Корзинка с хлебом», выполненная в ново-реалистичной манере, изумляющей не только широкие круги публики, но и мастеров кисти.
Трудно определить одним словом направление, в котором работал художник, в этот период. Как и всякий молодой ищущий артист, он заимствовал некоторые черты импрессионизма, кубизма, авангардизма и в его ранних работах чувствуется подражание Караваджо, Рембрандту, Вермееру, Дега и Сезанну, но даже в то время можно распознать его уникальный, ни на что не похожий талант, перед которым померкнут все ранее созданные произведения.
Личная жизнь художника
Личная жизнь любого известного человека всегда интересует публику и порождает множество сплетен, но Дали в юности так много и страстно учился и работал, что у него просто не было времени на мимолетные связи. Поэтому можно сказать о его увлечениях нереальными, иллюзорными дамами, рожденными его богатым воображением.
В 1929 году, который является переломным для молодого художника, были созданы два контрастных полотна. Одно из них, ужасающее и поражающее натуралистичной манерой исполнения – это «Мед слаще крови». На ней изображен расчлененный труп женщины и гниющая туша мертвого осла. Мы словно слышим кричи отчаяния и ужаса в ярких красках и резких, смелых мазках.
Другая картина «Портрет девушки в пейзаже» — завораживает своей чистотой и непорочностью. Краски пастельные, мазки легкие и от картины веет легким ветерком и успокаивающей душу нежностью.
Именно в этом году он встречает любовь всей своей жизни – Галу, она была женой друга – поэта Поля Элюара. Вначале Дали был очарован ее фигурой, пленительным образом, ее загадочной русской душой и влюбленные стали встречаться. В то время в богемных кругах постоянно меняющиеся любовные связи считались нормой. Но через самое короткое время страсть вспыхнула с такой силой, что Гала покинула своего мужа и Сальвадор стал ее единственной любовью.
Эту страсть и Гала, И Сальвадор перенесли через всю жизнь. Женщина стала, кроме того, его единственной и постоянной натурщицей, чем, надо сказать по правде, вызвала ненависть со стороны сестры художника.
Наверное, Дали считал себя виноватым в том, что разлучил своего друга с любимой женщиной и взамен он рисует портрет Поля Элюара.
Семья художника не понимала его связи с замужней женщиной и не принимала ее, а также эксцентричные выходки Сальвадора и его неприятие святынь, принятых в католических семьях, привели к полному разрыву отношений с отцом. Апофеозом стала кощунственная запись в дневнике художника: «Порой я с наслаждением плюю на изображение моей матери». После чего отец предал сына анафеме, и более они не виделись до конца жизни дона Дали.
Скорее всего Сальвадор не ненавидел и не презирал своих родителей, его желание быть не таким как все, перевернуть мир вверх дном, перечувствовать и пережить свои истинные чувства в ином свете – в этом кроется секрет постоянной эксцентричности, но не все понимали и принимали его поступки, его нежелание смириться с обыденностью, его особенный взгляд на мир и перевернутое сознание. Поэтому не существует двух одинаковых точек зрения на творчество этого удивительного художника: кто-то считает его безумцем, а кто-то гением, кто-то видит в его таланте руку Бога, а кто-то осуждает за кощунство и безнравственность.
Дали и политика
Как и многие истинные художники, полностью преданные своему искусству, Дали оставался в стороне от политики. Для него главной реальностью было творчество, и его уникальный взгляд на мир нередко вызывал критику и обвинения в игнорировании важнейших исторических событий.
Например, в 1933 году художник пишет произведение «Загадка Вильгельма Телля», где народный герой изображен в образе Ленина с выдающейся ягодицей. Дали переосмысливает поступки Телля просто по Фрейду, момент, когда меткий стрелок поражает яблоко, стоящее на голове сына – вовсе не доказательство мастерства, а тайное желание уничтожить своего ребенка. Может быть, художник связывает свои отношения с отцом, по которому он тосковал и жалел о возникшем между ними непонимании, в трактовку мифа о знаменитом стрелке. Образ Ленина рассматривается как образ духовного отца, родителя коммунизма – новой религии. В этот момент рождается новая личность из мальчика, всецело подчиняющегося властному родителю, формируется личность, способная на протест.
Поездка в Италию в 1937 году заставила художника по- новому взглянуть на свое творчество. Оно стало более реалистичным, появились тенденции к смягчению резких контуров и мазков, мы ясно видим влияние античных образцов на технику художника.
С началом Второй мировой войны супруги Дали уезжают в США, где живут с 1940 по 1948 годы. С огромным успехом здесь проходит выставка картин под общим названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали», художник работает с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком и его творчество становится все более финансово успешным.
Многие упрекают Дали в постоянной погоне за деньгами и превращении искусства в коммерческое предприятие. Но, как бы то ни было, таланту все позволено или почти все. Произведения Сальвадора Дали отображают особое видение окружающего мира, без слов и статики показывают живые чувства и переживания, на уровне подсознания приоткрывают завесу тайны мироздания – именно за это мы почитаем художника и творца.
Поздний этап творчества
После возвращения на родину Дали живет в Каталонии и продолжает много работать. Причем он не только пишет картины, он снимает короткометражные фильмы, много занимается фотографией, даже снимается в рекламе.
Энергичная и требовательная Гала постоянно тормошит своего мужа, не дает ему остановиться и передохнуть – она сама ищет покупателей на его картины, устраивает выставки, убеждает писать сюжеты более понятные простому зрителю.
Про отношения этой пары можно сказать, что он- болен страстью к жене, а она не без расчета связала судьбу с гением. В 1968 году художник покупает своей супруге роскошный замок в сельской местности у деревни Путболь, посещать который может только после письменного приглашения хозяйки. В 1982 году Гала умирает, что является ударом для мужа и он впадает в длительную депрессию. Ведь на протяжении многих лет эта женщина являлась и мечтой, и музой, и движущей силой его творчества.
В это время у Сальвадора развивается неизлечимая болезнь Паркинсона, а в поздних произведениях сквозной линией проходит мотив скорби и тоски.
С 1984 года художник жил в замке, оставшемся от усопшей жены, но после страшного пожара, в котором он сам едва не погиб, он уезжает в театр-студию, который впоследствии станет музеем Сальвадора Дали и доживает там последние дни жизни.
Нельзя сказать, что окончанием жизненного пути гения были счастливы: потеря всех некогда любимых людей, тяжелая болезнь, невозможность работать, постоянное раздражение и сплетни вокруг его имени – вот чем он был окружен в последние дни в нашем мире.
В 1989 году художник скончался, но и в смерти он был так же эксцентричен, как и в жизни и завещал похоронить себя так, чтобы люди могли ступать его могилу. Поэтому по его желанию тело Сальвадора Дали замуровано в пол в центральном зале музея года Фигерас.
Художник ушел, но его произведения остались и заставляют нас мучительно и восхищенно всматриваться в изображение и думать: что такое было открыто для Дали, и что мы не можем познать в тайнах бытия?